Меню

Персональный сайт Александра Кузнецова

Катастрофа в Керченском проливе. Мифы и реальность. (Журнал «Мир подводной Охоты №6, 2007)

11 ноября 2007 года случилась трагедия — ураганной силы южный ветер и вызванный им сильнейший шторм, привели к серии кораблекрушений в портах северного побережья Черного моря. Наиболее тяжелая ситуация возникла в Керченском проливе. Самое страшное — это то, при этом погибли люди. Другим печальным итогом происшествия является загрязнение Керченского пролива и прилегающих акваторий Азовского и Черного морей. Обилие противоречивой информации в СМИ и интернете порождает различные слухи, один страшнее другого — боятся гибели базирующихся в этом регионе популяций пеленгаса и других кефалевых, судачат о том, что теперь рыбу, выловленную там или мигрировавшую оттуда есть нельзя, так как она заражена серой… В этом материале я не претендую на истину в последней инстанции. Я лишь хочу поделиться с читателямя журнала МПО той информацией, которую мне удалось собрать об этом происшествии и его последствиях, беседуя с людьми, по долгу службы или по другим причинам являющимися более информированными — экологами, работниками спасательных служб, рыбаками, подводными охотниками. Причем даже эти «очень информированные» не берутся высказываться определенно — катастроф такого масштаба на памяти большинства просто нет. Теперь коротко о самих событиях.

Итак, сводка погоды на 11 ноября выглядела так: ветер южный, с последующим переходом на юго-западный, сила ветра — 15-20 метров в секунду, порывы до 28 метров в секунду. Высота волны 3-5 метров. По словам очевидцев после 16:00 сила ветра достигала уже 30-35 м/сек, и высота волны — 6 метров. Даже человек, не обладающий богатым воображением в состоянии представить себе, что творилось в достаточно узком и мелководном Керченском проливе в такую погоду — гигантские волны и ураганный ветер срывали суда с якорей, а те, что находились на ходу, тщетно пытались маневрировать, чтобы вырваться из лап шторма на относительно безопасный простор. Стоявший на якоре танкер «Волгонефть-139», на борту которого находилось более 4,7 тыс. т мазута, не выдержал запредельных нагрузок на корпус и разломился на две части, при этом около 1,3 тыс. тонн мазута вылилось в море. Меньшая, носовая часть судна затонула, кормовая же продержалась около четырех часов, прежде чем была выброшена на мель. Экипаж героически боролся с бедой — находясь на плаву, обломок судна работал машинами, пытаясь маневрировать и удерживать судно от столкновения с другими судами, а когда шторм утих, и к аварийному судну подошла «Волгонефть 119», моряки смогли, работая собственными турбинами, выгрузить на нее оставшийся в танках мазут. Нужно отметить, что в крушении «Волгонефти-139» роковую роль сыграла особенность черноморской волны — ее короткий период.

Если период, и, следовательно, расстояние между гребнями океанской волны составляет около 250 метров, то для черноморской волны этот показатель значительно ниже и сопоставим с длиной «Волгонефти». Теперь представьте себе шестиметровые волны, одна из которых поднимает нос судна, в то время, как гребень следующей находится под кормой — в этот момент весь корпус судна, заполненный мазутом, провисает между двух точек опоры. Нагрузки на корпус в такой ситуации настолько превышают все расчетные параметры, что разлом корпуса неизбежен, что и произошло. После того, как разломилась «Волгонефть-139», стихия нанесла новый удар — затонул сухогруз «Вольногорск», на его борту находилось более 2,5 тыс. тонн серы. Позднее затонул сухогруз «Нахичевань» с 2000 тонн серы. Натолкнувшись на «Вольногорск», получил пробоину и затонул сухогруз «Ковель», также груженый серой.

Несколько судов, том числе плавкран «Севастополец», выбросило на берег. По словам экологов, наибольшее загрязнение аватории произошло вследствие розлива мазута. Для тех, кто никогда не имел дело с мазутом, поясню: мазут — это черная вязкая масса, которая приобретает свойства, присущие жидкости, только при нагревании до 30-40 градусов Цельсия. Поэтому грузовые танки судов, перевозящие мазут, оснащены специальными паропроводами для нагрева мазута, т.к. если он застынет, то превратится в гудроно-подобную массу, выкачать которую будет невозможно. Именно такое превращение случилось с мазутом, попавшим в холодное море — нагретая масса, вытекшая из танков разломившегося судна, превратилась в черные комья, которые частично пошли на дно, частично были вынесены волнами и течением на берег. Более всего пострадала коса Тузла — так как шторм шел с юга, вся ее прибрежная часть со стороны Черного моря оказалась загрязнена мазутом. Ширина полосы загрязнения составляла около десяти метров, глубина — 20-30 сантиметров. Поскольку в разгар шторма огромные волны перехлестывали через Тузлу, мазутом была загрязнена береговая полоса косы Чушка, также в результате действия волн и течений немалая часть мазута уже после шторма была выброшена на северное побережье Азовского моря в районе станицы Запорожской. Как только позволила погода, работники портовых слжб приступили к уборке загрязнения. Выброшенный на берег мазут вместе с загрязненным грунтом сгребали в кучи, затем грузили на автомашины и вывозили на утилизацию — 12 и 13 ноября на побережье Керченского пролива и Темрюкского района Краснодарского края было собрано и доставлено для утилизации на специальную площадку в поселок Сенной Темрюкского района около 900 тонн грунта, смешанного с мазутом. Загрязнение водной поверхности устраняли, засыпая мазутную пленку специальными порошками-сорбентами — попросту говоря измельченными древесныи опилками и торфом, которые связывают частицы нефтепродуктов и легко собираются с поверхности. Немало хлопот сотрудникам аварийных служб доставил мазут, оставшийся в танках затонувшей носовой части «Волгонефти-139».

Его следовало незамедлительно откачать, но как это сделать, учитывая тот факт, что охладившийся мазут превратился в подобие пластилина, и, само собой, подогреть его в таких условиях не было никакой возможности? Как обычно в подобных ситуациях выручило нестандартное мышление — было решено использовать скиммер, т.е. специальное устройство, предназначенное для сбора розлитых нефтепродуктов, в том числе затвердевших, с поверхности моря. Устройство представляет собой некий гибрид насоса и мясорубки, удерживаемый на плаву специальными поплавками — острые лопасти перемалывают все, что находится на поверхности, и измельченная масса засасывается в шланг и откачивается. Так вот, поплавки демонтировали, скиммер опустили в танки и приступили к откачке. Таким способом удалось откачать около 750 кубических метров мазута. К настоящему моменту, по словам работников спасательных служб, основная часть загрязнения убрана — имеется в виду мазут, плававший на поверхности и выброшенный на берег. Однако остается еще мазут, который в виде комьев погрузился на дно — собрать их не представляется возможным. Остается лишь надеяться на то, что он постепенно утилизируется самой природой… Что касается затонувших судов с серой, которые больше всех беспокоят народ, то они пока не вызывают большой тревоги у экологов. Из школьного курса химии известно, что сера в чистом виде не растворяется в воде. Также, по словам биологов, сера в чистом виде не входит в пищевую цепочку и является биологически индифферентным веществом, то есть не усваивается и не накапливается в организмах морских обитателей. Поэтому будем надеяться, что слухи об объевшихся серы пеленгасах, которых якобы продают на рынке в Тамани, мягко говоря, необоснованы. Всех интересует прежде всего вопрос — как повлияла катастрофа в Керченском проливе на окружающую среду? К сожалению, дать исчерпывающий ответ на этот вопрос в настоящее время специалисты не берутся. Сейчас идет интенсивный сбор данных; акватория Керченского пролива находится под постоянным наблюдением природоохранных служб России и Украины. Со стороны России работают специалисты Росприроднадзора, Южного Научного центра РАН, ряда лабораторий Краснодарского края; с Украинской стороны работает Институт Биологии Южных Морей (ИНБЮМ). Регулярно проводится комплексный биологический и гидрохимический мониторинг состояния окружающей среды — отбираются пробы воды из поверхностных и придонных слоев, берутся пробы грунта. Основное внимание уделяется участкам акватории, на которых находятся затонувшие суда. Пробы анализируются на биологическое разнообразие, что позволяет понять меру воздействия последствий происшествия на природу, а также исследуется химический состав воды и грунта. Чтобы не строить безосновательных предположений, попытаемся опереться на факты — все знают, что нефть и нефтепродукты,попавшие в водоем, вредят его обитателям, но ответить, в чем же конкретно заключается этот вред, способны далеко не все. Биологи на этот счет говорят, что вредное влияние нефти и нефтепродуктов на обитателей водной среды состоит из нескольких составных частей: — Вредное влияние легких фракций нефтепродуктов, растворенных в воде. Прежде всего страдает первичное звено пищевой цепочки — фитопланктон. Растворенные легкие фракции нефтепродуктов вызывают гибель части фитопланктона, а также способны проникать и накапливаться в нем, что естественно отражается на следующих звеньях — зоопланктоне, бентосе и рыбе. То есть уменьшение количества фитопланктона вызывает уменьшение кормовой базы для всей цепочки обитателей моря, а накопление их в фитопланктоне приводит, как следствие, к передаче по всей пищевой цепочке и накоплению в рыбе и морских животных. -Вредное влияние нефтяной пленки. Нефтяная пленка, покрывая поверхность воды, не дает солнечным лучам проникать в толщу воды, а также перекрывает доступ кислороду. Недостаток солнечного света отражается в первую очередь на фитопланктоне — не происходит фотосинтез; недостаток кислорода угрожает гибелью от гипоксии всем обитателям водного царства. Также нефтепродукты, находящиеся на поверхности, облепляют оперение морских птиц, что лишает их возможности передвигаться и держаться на поверхности, и в итоге приводит к гибели. -Вредное влияние частиц нефти и нефтепродуктов, находящихся в толще воды и на дне. Попадание частиц нефти и нефтепродуктов в толщу воды и на дно вызывает загрязнение дна, моллюсков, водорослей, морских животных, частицы способны забивать жаберный аппарат рыб, что приводит к их гибели. Как видно, основную опасность для водной среды представляют нефтепродукты с высоким содержанием легкорастворимых фракций — такие, как бензин, ацетон, керосин. К счастью, мазут почти не содержит легкорастворимых фракций, так как является продуктом предпоследней стадии перегони нефти. И мазутная пленка в такой шторм была разорвана в клочья, и не представляла собой большой угрозы для подводных обитателей. Больше всего пострадали птицы — бакланы, чайки, нырки и другие водные пернатые. Мазут облепил оперение попавших в зону загрязнения птиц, лишив возможности двигаться. Большая часть таких птиц погибла… В настоящее время на акватория и берега пролива по крайней мере внешне выглядят вполне нормально. Положительную роль также играет тот факт, что в этом районе активно действуют течения, и частые в зимний период шторма перемешивают слои воды. В общем, есть надежда на то, что природа сможет оправиться от последствий ущерба, нанесенного катастрофой… В современном мире нам никуда не деться от техногенных катастроф. Человечество «подсело» на нефть, как на наркотик. И какими бы совершенными ни были современные средства добычи и транспортировки, люди остаются так же уязвимы для стихии, для рокового стечения обстоятельств, как и их древние предки, бороздившие моря на гелеонах и каравеллах. Не прошло и месяца после катастроф в Керченском проливе, как мир потрясли новые происшествия, связанные с нефтью — 7 декабря в результате столкновения у берегов Южной Кореи получил пробоину танкер Hebei Spirit, в Желтое море вылилось около 15 000 тонн нефти. Человечество испытало очередной шок, глядя на кадры с южнокорейских пляжей, залитых нефтью…А 12 декабря в другом уголке нашей прекрасной планеты — в Северном море во время перекачки нефти с норвежской нефтедобывающей платформы Statfjord A на танкер Navion Britannia в результате разрыва подводного нефтеналивного шланга произошла утечка. Около четырех тысяч кубометров нефти попали в воды Северного моря… Даже и не знаю, какой вывод сделать из всего этого. Всем нам очень нравится пользоваться благами нашей техногенной цивилизации — ездить на быстрых комфортабальных автомобилях, перемещаться на белоснежных авиалайнерах за считанные часы из одной точки земного шара в другую, удаленную на тысячи километров. Теплые жилища, электричество, удобная одежда, мобильная связь, интернет — без всего этого мы уже непредставляем свою жизнь. Но это — одна сторона медали. Другая сторона -это залитые нефтью пляжи, загрязненные радиацией реки, вырубленные леса, навсегда исчезнувшие виды животных и рыб… Нам выпало жить в такое время, когда люди делают только первые шаги к защите природы, к освоению более экологичных и безопасных источников энергии. Будем надеяться, что у нас и наших потомков хватит ума двигаться в своем развитии не в сторону самоуничтожения, что нашим детям и внукам не придется с завистью слушать наши рассказы о подводных трофеях, сидя на берегу мертвого моря…

Добавить комментарий


*